Профилактика нарушений осанки в доу

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Что такое правильная осанка

  • Осанка — одно из важнейших понятий для определения тела ребенка в про­странстве, обнаружения признаков ортопедических заболеваний, связанных с нару­шением статико-динамических свойств позвоночника. Осанкой принято называть привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, равномерности их развития.
  • Нормальная (или правильная) осанка — умение сохранить правильное по­ложение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприят­ные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, внутренних органов. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) ло­патками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп.

Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои осо­бенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 —2 см; изгибы позвоноч­ника выражены умеренно; угол наклона таза невелик.

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап­парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз­можностям детей и постепенно усложняться с возрастом.

В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ­ными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем. Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упраж­нения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лежа и с пособиями (палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются на­клоны туловища, повороты в сторону.

Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует помнить, что спор­тивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма, необходимо чередовать ее с отдыхом, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упраж­нений на расслабление.

Закреплению навыка правиль­ной осанки способствуют упражнения у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрос­лый фиксирует внимание детей на пра­вильном положении тела. Это же реко­мендуется выполнять во время ходьбы, бега, при проведении подвижных игр с правилами.

Внимание! Дети с выраженными нарушениями осанки нуждаются в допол­нительных занятиях по лечебной физиче­ской культуре (ЛФК).

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

  1. И. п.: стоя, руки вдоль туловища; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической .стенки затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
  2. И. п.: то же, принять правильное по­ложение. Отойти от стены, походить, стара­ясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
  3. И. п.: то же, принять правильное по­ложение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить де­тям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
  4. И. п.: то же, принять правильное по­ложение. Поочередно поднимать ноги впе­ред, не сгибая в колене и не отрывая таза, плеч, головы от с тены.
  5. И. п.: лежа па спине. Голова, туло­вище, ноги образуют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.
  6. И. п.: лежа па спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же поло­жение, которое было принято в положении лежа.
  7. Ходьба с мешочком на голове с одно­временными различными движениями: в по- луприседе, с высоким подниманием коленей и т. д.

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет), имеющих нарушения осанки

  1. «Обруч вверх». И. п.: ноги врозь, обруч вниз. 1 — обруч вверх, посмотреть; 2 — к плечам; 3 — вверх; 4 — и. п., сказать «вниз». Следить за перемещением обруча. Повторить 4—5 раз.
  2. «Из руки в руку». И. п.: ноги слегка расставить, обруч вниз в правой руке. 1 —2 — обруч через сторону вверх, передать в другую руку; 3—4 — и. п. Следить за перемещением обруча. То же, обруч в левой руке. Повто­рить по 2—3 раза каждой рукой.
  3. «Поверни обруч». И. п.: сидя в об­руче, ноги скрестно, обруч у пояса. 1—2 — поворот вправо, повернуть и обруч; 3—4 —

и. п. То же влево. Смотреть в сторону пово­рота. Повторить по 3 раза.

  1. «Посмотри в окошко». И. п.: ноги врозь, обруч перед грудью. 1—2 — одновре­менно наклон вперед и обруч вперед — вы­дох; 3—4 — и. п. Повторить 4—5 раз.
  2. «Положи и возьми». И. п.: ноги слегка расставить, обруч вверх. 1 — присесть, положить обруч; 2 — выпрямиться, руки за спину; 3 — присесть, взять обруч; 4 — и. п. Повторить 4—5 раз.
  3. «Весело шагай». И. п.: стоя сере­диной стопы на обруче, руки на пояс. При­ставным шагом двигаться по обручу два пол­ных круга вправо. То же влево. Повторить 2—3 раза.
  4. «Глубоко дыши». И. п.: ноги слег­ка расставить, обруч у плеч, хват с боков. 1 — обруч вверх, вдох; 2 — и. п. — выдох. По­вторить 3—4 раза. Темп выполнения упраж­нения медленный.

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой для детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет), имеющих нарушения осанки

  1. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — пал­ку вперед; 2 — вверх, 3 — вперед; 4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  2. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1 —3 — плав­ными движениями поднимать палку назад вверх; 4 — и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
  3. И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 —2 — наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
  4. И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 — поднять палку вверх; 2 — наклон вправо; 3 — поднять палку вверх; 4 — и. п. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  5. И. п.: стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 — поворот корпуса вправо, одновременно руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  6. И. п.: лежа на животе, палка в пря­мых руках. 1—2 — палку вверх, посмотреть на нее; 3—4 — и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6—8 раз.
  7. И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сза­ди. 1 —4 — ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4—6 раз.
  8. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох; 2 — и. п. — выдох. Повторить 6—8 раз.

Дыхательные упражнения при нарушениях осанки

Положительный эффект при наруше­ниях осанки дают дыхательные упражнения. Они оказывают общеукрепляющее воздей­ствие на организм ребенка, способствуют развитию разных групп мышц. Наиболее часто с этой целью используются динамиче­ские дыхательные упражнения (с движением туловища, рук и ног), а также дыхательные упражнения с произнесением звуков (звуко­вая гимнастика).

Упражнения дыхательной гимнастики

  1. «Ветер дует». И. п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс — вдох. 1 —4 — согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произно­сить звук «у-у-у», принять и. п. Повторить 6—8 раз.
  2. «Гуси шипят». И. п.: стоя, ноги па­раллельно, руки вниз — вдох. 1 —2 — наклон вперед, голова прямо, руки отвести назад, выдыхая, произносить звук «ш-ш-ш»; 3 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  3. «Насос». И. п.: стоя, ноги врозь, руки вниз — вдох. 1 —2 — наклон вправо, скользя как можно ниже правой рукой вдоль тулови­ща, левая — до подмышки, голова и туловище прямо, выдыхая, произносить звук «с-с-с»; 3-4 — и. п., вдох. То же влево. Повторить 4-6 раз.
  4. «Каша кипит». И. п.: сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь.(выдыхая воздух) и вы­пячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4—6 раз.
  5. «Петух». И. п.: ноги слегка рас­ставить, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5—6 раз.
  6. «Ежик». И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, мед­ленно выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Повторить 4—5 раз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Реклинатор корректор осанки что это

Источник: http://8.doudzr.ru/pages/2811.html

Елена Денисова
Методические и практические рекомендации по профилактике нарушения осанки в ДОУ

Формирование правильной осанки на физкультурных занятиях

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждений и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки и плоскостопием, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги. Очень полезно, работая на участке, в огороде, копать землю половину времени с правой руки, а половину – с левой.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения. Не менее важным является и учет соматотипа ребенка при определении программы профилактического или лечебного воздействия.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

Упр. 1. И. п. (исходное положение)— стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 2. И. п. – стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз, дыхание произвольное.

Упр. 3. И. п. – стоя, руки к плечам, наклон корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в и. п. — вдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 4. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 5. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 6. И. п. – стоя, с палкой в руках, поднимание палки, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 7. И. п. – лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза).

Упр. 8. И. п. – лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 9. И. п. – стоя на четвереньках; попеременное вытягивание прямой руки и ноги – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания. В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Во время движений туловища изгибы позвоночника то увеличиваются, то уменьшаются. Так, например, при наклоне туловища вперед шейная и поясничная кривизна уменьшаются, а грудная увеличивается. Наклон туловища назад вызывает противоположное изменение кривизны.

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Так, например, увеличенная поясничная кривизна очень часто объясняется слабостью брюшного пресса. Уменьшению поясничной кривизны способствуют наклоны туловища вперед (упражнения «дровосека», наклоны вперед с касанием пола руками и т. д.

Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

Приведем варианты планирования вводной части занятия.

Первый вариант. Обычная ходьба. Ходьба на носочках (ноги прямые, руки на поясе); бег врассыпную (20с). Перестроение в колонну, ходьба скрестным шагом (ноги прямые, бег, перестроение в пары, бег в парах (20с). Игра «Чья команда быстрее передаст мячи». Во время игры дежурные готовят оборудование для выполнения упражнений в основной части занятия.

Второй вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с палкой, поднятой вверх, опущенной за спину (упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре.

Периодически вводную часть физкультурного занятия следует начинать с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

Рационально применять такую последовательность:

1. Упражнения в исходном положении стоя.

а) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса – потягивание: ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.

б) Для укрепления мышц плечевого пояса и спины – сведение лопаток: ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.

в) для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины, живота: наклоны и повороты в стороны.

г) для совершенствования опорной функции ног: различные приседания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Проблемы с осанкой

д) для развития координации движений и воспитания навыка правильной осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

2. Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища – выполняются как на месте, так и в движении.

3. Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе для укрепления мышц живота и спины – выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием туловища.

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы. Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следить за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. Высоко поднятая голова – это не просто техническое требование; такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращать внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову.

В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

Главная задача воспитателей — научить ребенка правильному вы-полнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекция его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолетик» при положении ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и поочередными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При «приземлении самолетика», когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников. 1-ая группа упражнений наиболее проста — их четыре:

«Птичка». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

«Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Инструктор следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет». Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи инструктора садится. По мере овладения упражнением помощь инструктора проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолет планирует». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Инструктор корригирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

«Казачок». Ребенок держится за руки инструктора и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Инструктор придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Инструктор поддерживает ребенка за руки.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий — это

подвижные игры, в которых основная двигательная активность про

является в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки,

ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят

от возраста детей: чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально ху-дожественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

Практические рекомендации

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения при правильной методике их применения помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения

Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности дошкольников. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. БелгородаТема статьи: Использование оздоровительной, корригирующей.

Организация коррекционной работы с дошкольниками. Здоровьесберегающий проект: «Берагите осанку!», 6–7 лет. Направление проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика нарушений осанки через корригирующие.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-i-prakticheskie-rekomendaci-po-profilaktike-narushenija-osanki-v-dou.html

Профилактика нарушений осанки дошкольников

в условиях детского сада

Движение может заменить разные лекарства, но ни

одно лекарство не в состоянии заметить движение.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладающего правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены.

К основным причинам нарушения осанки специалисты относят:

— наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы;

— врожденные пороки и родовые травмы;

— перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;

— неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Корсет для спины для осанки купить в

— недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;

— гипокинезия – недостаток физической активности;

— подавленное состояние психики.

В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим. При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:

— повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.

Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми при формировании правильной осанки:

— Занятия по физической культуре (3 раза в неделю, 1 – на улице);

— Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетно-игровая);

— Гимнастика после дневного сна (ежедневно);

— Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (спортивные, подвижные, народные игры; спортивные упражнения, дифференцированные игры);

— Активный отдых (неделя здоровья, физкультурные досуги и праздники в помещении и на воздухе, спартакиады – зимняя, летняя; эстафеты, игры-соревнования);

— Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе);

— Оздоровительные мероприятия (фитотерапия, самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика);

— Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика и пр.);

— Совместные мероприятии с родителями (индивидуальные беседы, консультации, круглые столы, дни открытых дверей, совместные спортивные праздники и развлечения);

Все перечисленные мероприятия направлены на решение следующих задач:

— формирование правильной осанки;

— развитие двигательной активности дошкольников;

— выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных особенностей (ловкость, быстрота, выносливость);

— развитие силовой выносливости мышц.

Серьезной составляющей работы с дошкольниками являются мероприятия, так называемые «Уроки здоровья». Во время этих занятий дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство.

Немаловажный вопрос, который мы поставили перед собой, как правильно проводить работу по профилактике нарушений осанки детей в ДОУ, чтобы эта деятельность не носила бессистемный характер и осуществлялась всеми специалистами ДОУ.

В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений.

1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.

2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.

Изучив литературу по данной проблеме, нами был сделан следующий вывод: упражнения, направленные на развитие силовой выносливости мышц туловища, не оказывают решающего влияния на состояние осанки, поэтому мы в своей работе в системе стали использовать комплексы упражнений, направленные на выработку ощущений правильного положения тела в пространстве, и комплексы общеразвивающих упражнений, как средство профилактики нарушений осанки.

Как пример представляем комплекс упражнений по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове.

1. Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.

2. Ходьба с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т.д.

3. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т.п.

4. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр.

5. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.

6. С мешочком на голове сесть на скамейку или пол, встать, стараясь не уронить мешочек.

7. Бросать мяч двумя руками от груди партнеру с мешочком на голове.

Мы убеждены, что проблема профилактики нарушений осанки детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Источник: http://ds3asha.74214s001.edusite.ru/p382aa1.html

«Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в оздоровительном пространстве ДОУ.

Предварительный просмотр:

Тема: «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в оздоровительном пространстве ДОУ.

Подготовила: воспитатель МДОУ

детский сад №7 «Аленушка»

Виленская Наталья Владимировна

г. Малоярославец, 2015

( 2-й слайд ) Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека. Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

(3-й слайд) У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно в незначительной степени и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиозы) или комбинированное искажение.

(4-й слайд) Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. А слабость мышц брюшного пресса приводить к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.

( 5-й слайд) К числу важнейших причин того, что у современных детей часто наблюдаются нарушения осанки, следует отнести: высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

(6-й слайд) Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли, боли в мышцах туловища и другие многочисленные проблемы.Меры профилактики включают в себя следующее:

  • Полноценное питание
  • Режим дня
  • Подбор мебели с учетом роста ребенка
  • Правильно подобранный матрац и подушка для сна ребенка
  • Формирование привычки правильно сидеть
  • Умение следить за своей осанкой и походкой
  • Достаточная двигательная активность и физические упражнения на укрепление мышечной системы; профилактика плоскостопия

( 7-й слайд) Воспитатели нашего детского сада следят за осанкой детей во всех режимных моментах: во время приема пищи, во время занятий, игр, в тихий час. С детьми проводят беседы о важности правильной осанки у человека, развивают у малышей чувство самоконтроля за своим телом: сидя, стоя, во время ходьбы, бега.

(8-й слайд) С этой целью мы включаем в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий следующие упражнения:

  • «стоя у зеркала» — это способствует развитию и тренировке мышечного чувства
  • «у вертикальной стены» — способствует развитию самоконтроля за своей осанкой
  • «с предметами на голове» — способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц
  • «на равновесие и балансирование»: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты — эти упражнения также способствуют развитию чувства правильного положения тела, статической выносливости мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

(9- й слайд) Фитбол обладает множеством достоинств. Уникальность фитбола заключается в том, что эти мячи делают из пластичного специального материала, который под воздействием веса тела прогибается и принимает форму той части тела, над которой «работают». Даже просто балансируя сидя на мяче и удерживая равновесие, в работу включаются скрытые резервы организма, и, как следствие, позвоночник ровно выстраивается, развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные. Занятия с фитболом помогают укреплять мышцы спины, брюшного пресса, ног и рук, а также формировать правильную осанку детей.

(10- й слайд) Ежедневно в детском саду воспитателями в гимнастику после сна включаются упражнения по профилактике нарушений осанки.

(11-й слайд) Педагогами проводятся регулярные консультации для родителей по вопросам физического развития детей. Многие наши воспитанники уже посещают спортивные секции, участвуют в спортивных мероприятиях.

(12-й слайд) Позвольте предложить и вам сделать несколько упражнений по профилактике заболеваний позвоночника, которые можно выполнить сидя.

(13- слайд) список информационных источников

(14-й слайд) Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/12/20/profilaktika-narusheniy-osanki-u-detey-doshkolnogo

Ссылка на основную публикацию