Формирование правильной осанки у дошкольников

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Олеся Непомнящих
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья

Человек не рождается с правильной осанкой, она формируется на протяжении всего дошкольного детства. Очень многое влияет на ее: здоровье, строение тела, нервно-психическое состояние, правильное воспитание. При нарушении осанки человек выглядит неуверенно, некрасиво, но главная проблема состоит не в этом. Происходит неправильное формирование положения внутренних органов, затрудняется нормальная функция сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Чаще всего главной причиной нарушения осанки являются, то, что воспитывая дошкольника, взрослые не придают должного значения, когда у ребенка, вырабатывается навык неправильной установки тела.

Причин, вызывающих различного рода дефекты осанки, очень много:

— завышенные физические нагрузки,

— костные и другие заболевания;

— продолжительное пребывание в неправильном, согнутом положении и т. д.

Для формирования правильной осанки необходимо правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости.

Это совместная работа педагогов и семьи, педагогов в ДОО и родителей дома. Необходима своевременная помощь преподавателей, а дома родители должны создать все условия для того, чтобы исключить возможность формирования неправильной осанки.

Сегодня это актуальная проблема, требующая срочного решения и повышенного внимания со стороны взрослых, действия которых должны быть направлены не только на исправления дефектов осанки, но и на профилактику заболеваний и формирования навыка правильной осанки.

Правильная или нормальная осанка это такое положение тела ребенка, при котором туловище и голова держатся строго на одной линии, а контуры грудной клетки выступают вперед при вертикальном положении линии живота и умеренно выпрямленном позвоночнике.

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она нестабильна, так как в период взросления организму дошкольника свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие со временем становиться меньше, и к окончанию роста ребенка осанка стабилизируется.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Воздействия, под влиянием которых формируется правильная осанка или возникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп, формирования двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка. Осанка также может изменяться под влиянием неблагоприятных рабочих поз, односторонних занятий спортом (осанка боксера, велосипедиста, а также таких заболеваний, как радикулит, язвенная болезнь, холецистит.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность понижена. Исключение может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но отмечается выраженное превосходство силы мышц — сгибателей.

Таким образом, предупреждение дефектов осанки, работа по исправлению дефектов осанки, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, является одним из важнейших разделов программы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Оно должно быть направленно на повышение эмоционального состояния, нормализацию основных нервных процессов, улучшение деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укрепление дыхательной мускулатуры, активизации общих и местных обменных процессов, улучшение координации и равновесия, совершенствования двигательных навыков, выработку достаточной силовой и общей выносливости, а также исправление имеющегося дефекта и закрепление навыка правильной осанки.

Таким образом, реализация всех задач связана не только с выработкой и закреплением навыка удержания позы, но и с воспитанием силовых качеств, статической и динамической выносливости, способности поддерживать равновесие тела. Вместе с тем формирование правильной осанки тесно связано с регулирующим воздействием на гибкость и на некоторые телесные структуры, от которых зависят формы телосложения.

Средства и особенности методики формирования навыка правильной осанки.

Для того, чтобы сформировать навык правильной осанки необходимо соблюдать некоторые правила: правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать е сохранения, оберегать их от непосильных нагрузок.

Немаловажное значение для формирования осанки и предупреждения ее нарушений имеет правильно подобранная одежда. Для закрепления навыка правильного положения головы и туловища следует использовать упражнения в равновесии и с удержанием на голове различных предметов, в положении лежа на спине, животе и боку, в висе. Особое внимание при этом уделяется развитию силы брюшного пресса и спины, формирующих «мышечный корсет».

Таким образом, видно, что для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют средства физического воспитания, такие как:

— упражнения в равновесии и координации;

— игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.

Весь цикл делится на два этапа – подготовительный и основной. В подготовительном этапе ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее формирования. На основном этапе завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Общие задачи решаются путем широкого использования ОРУ, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Одним из методик, направленных на формирование правильной осанки является Стретчинг. Это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

Основные задачи стретчинга в дошкольном учреждении:

• Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

• Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

• Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

• Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, на упражнениях по укреплению позвоночника, корригирующей гимнастики, на приемах мануальной терапии в сочетании с правильным дыханием и элементами релаксации.

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма, на овладение навыками совершенного управления своим телом, на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Возрастные особенности при занятии стретчингом

Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Для проведения занятий по методике игрового стретчинга учитываем возрастные особенности детей.

Старший и подготовительный возраст.

Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны. Возросла у них и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия их уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле.

Работа с детьми

Адекватным методом организации упражнений является в первую очередь игровой метод (элементарные игры с доставанием игрушек, подвешенных на различной высоте, с подражательной фиксацией поз, воссоздающих те или иные фрагменты осанки, вначале в положении лежа, затем в положении сидя, в других переходных положениях, в смешанных упорах и висах и т. д.). Упражнения на растяжку включаем в комплексы общеразвивающих упражнений, в основные виды движений.

После активных физических нагрузок используем стретчинг упражнения на расслабление. Детям очень нравится групповой метод стретчинга, где они коллективно создают позы: «Ромашка», «Колодец». У ребят появляется чувство коллективизма.

Работа с воспитателями

Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. На улице элементы стретчинга воспитатели включают в различные игры.

Работа с родителями

Важное место в работе с родителями уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. Проводим совместные занятия.

Родители являются нашими помощниками, и каждый из них тренер своего ребёнка. Вместе выполняют упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия, в основной части исполняют роль помощников, в заключительной части участвуют в совместных играх.

Итак, мы видим, что формирование правильной осанки имеет очень важное значение. Она является основой правильного функционирования жизнеобеспечивающих систем организма, помогает избегать нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического состояния и развития организма, имеет эстетическую и этическую ценность.

Для ее формирования в ДОО совокупность применяется множество разнообразных форм физического воспитания, что создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из методик, является, стретчинг, который помогает добиться следующих результатов:

• активизируется деятельность всех внутренних систем и органов;

осанка стала естественней;

• мышцы стали плотнее и сильнее;

• суставы стали лучше сгибаться;

Во время двигательной активности у детей формируются личностные качества, позволяющие им чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми.

Общий анализ работы родителей и воспитателей позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного психоэмоцианального состояния.

Таким образом, можно утверждать, что стретчинг, являющийся инновационным средством, благоприятно сказывается на формировании правильной осанки у дошкольников.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-pravilnoi-osanki-i-profilaktika-e-narushenii-u-doshkolnikov.html

  • Главная
  • Воспитание
  • Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

— своевременное правильное питание;

— подбор мебели в соответствии с длиной тела;

— привычка правильно переносить тяжелые предметы;

— расслаблять мышцы тела;

— следить за собственной походкой.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела; упражнений в равновесии и координации.

В первый месяц занятий следует начинать работу с детьми с ходьбы, ползания, лазания. Рассмотрим примеры.

1) без задания – 16 шагов;

2) на носках, руки в стороны – 8 шагов;

3) на пятках, руки за голову – 8 шагов;

4) на внешней стороне стопы, руки на пояс – 8 шагов;

5) перешагивая через модули – 8 шагов.

Методические рекомендации. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, руки точно в сторону, голову не опускать, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на пятках не топать, ногу ставить мягко, руки за голову, локти развести, смотреть прямо, таз не отставлять. При перешагивании через модули, высоко поднимать бедро, оттягивая носок.

Комментарий. Необходимо регулярно повторять разные виды ходьбы, которые помогают устранять недостатки такие как: чрезмерное напряжение плечей, недостаточно выпрямленное туловище, некоординированная работа рук и ног, шарканье ногами. Кроме этого, ходьба способствует укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.

Ходьба босиком, по жесткой поверхности, по матам, по камушкам или пуговицам, по канату, по резиновым массажным коврикам, перешагивая через предметы, по гимнастической скамейке, полусферам, модулям и т. д. эффективно развивает рефлекс походки.

Ползание на четвереньках:

1) ползание вперед, назад, зигзагом;

2) ползание гетеролатерально (правая рука — левая нога) .

Ползание лежа на животе:

2) лежа на спине, отталкиваясь согнутыми ногами от пола;

3) перекат, способом «бревнышко».

Методические рекомендации. Обратить внимание на правильное выполнение ползания. Движение, стоя на коленях, вперед выполняется разноименными рукой и ногой, с поворотом головы в сторону движущейся руки. То же самое при выполнении ползания назад. Задача педагога – контролировать перекрестную работу рук и ног с одновременным поворотом головы в сторону впередистоящей руки.

Комментарий. Это упражнение относится к обязательным и этапным. Если ребенок не может выполнить это упражнение, то более сложные координированные упражнения, бег и др. будут неэффективными и проблематичными. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки. Рекомендуется выполнять ползание по гимнастической скамейке; по наклонной поверхности; по камушкам, резиновым массажным коврикам; в упоре, стоя на коленях, в упоре на предплечьях, по-пластунски, «змейкой» и т. д. Рекомендуется включать ползание в каждое занятие, как в виде отдельного упражнения, так и в ходе игры, эстафеты.

Лазанье: по стремянке, гимнастической стенке.

— И. п. – стоя на полу, держась за рейку на высоте груди: присесть на вытянутые руки, вернуться в и. п.

— передвижение боковым шагом по рейке с переходом на др. секции стенки.

— комбинация вертикального лазания с кратковременными висами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, как ребенок делает захват рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и как правильно ставит на рейку ноги (серединой стопы). Ребенок влезает вверх до определенной высоты, перехватывая руками следующую рейку, а потом переставляя ноги. Слезает обратным движением – сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает руками рейку.

Комментарий. Этот вид упражнений рассчитан на преодоление боязни высоты, овладение сложной координацией движений.

1) легкий бег на носках;

2) бег «змейкой» с переходом на ходьбу;

3) бег с преодолением препятствия.

Методические рекомендации. Бег выполняется легко, свободно.

Комментарий. Относительно быстрая смена направления движения формирует координацию работы правого и левого полушарий. Бег развивает у детей выносливость, скоростные качества, легкость, непринужденность движений.

Основная стойка (о. с.) – стоя, стопы параллельно друг другу, руки вдоль туловища.

Методические рекомендации. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги; мышцы бедер напряжены, коленная чашечка поднята; брюшной пресс в тонусе, живот слегка втянут; ягодичные мышцы напряжены; плечи развернуты и опущены; голова приподнята, смотреть вперед-вверх.

Комментарий. Удерживать основную стойку от 15 до 30 секунд. Основной стойке следует специально обучать детей, т. к. умение правильно стоять в дальнейшем может выработать рефлекс правильной осанки.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками, локтями. Сохраняя правильное положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в и. п.

2. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удержаться в этом положении 3-4 минуты.

3. То же самое, но без стены.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустится в и. п.

5. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в и. п.

6. То же самое, но без стены.

7. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

8. И. п. – стоя, руку на живот. Вдох – надуть живот – выдох. Медленно.

9. Ходьба с мешочком на голове.

10. Лежа на спине – приподнять голову – проверить правильность расположения тела.

11. Лежа на спине, принять правильную позу, закрыть глаза – расслабить все мышцы – стать как «тряпичная кукла». Открыть глаза, принять правильную позу.

Эти упражнения можно давать в любой части урока и как контрольные между упражнениями на укрепление мышечного корсета.

Работа с большим гимнастическим (ортопедическим) мячом.

Одним из самых эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на больших мячах. Занятия с мячами имеют свои особенности. Во-первых, это нестабильная опора, заставляет включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим его уронить» мяче, усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент – мяч это игрушка, он партнер, он красив и, главное, неподвижен, т. е. взаимодействует с ребенком.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Гимнастика при нарушении осанки для ребенка

Упражнения с гимнастическим мячом

Гимнастический мяч – это многофункциональный «тренажер», хороший помощник в формировании осанки. Так же помогает развивать симметричную мышечную силу тела, что облегчает статическую работу по поддерживанию вертикальной позы.

Упражнения на нестабильной опоре (полусферы)

Упражнения способствуют улучшению координации движений. Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, восстановлению нарушенной статики. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцирована работа мышц и более четкая выработка координации движений.

Эффективное средство для усиления мышечного корсета. Основное требование при работе со жгутом – непременное натягивание. Дает хорошую нагрузку на мышцы-разгибатели тела, рук, ног. Это как раз то, что необходимо для выработки правильной осанки. Жгут заставляет мышцы ребенка трудиться и трудиться.

Систематические занятия физкультурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушения осанки.

1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. /Е. Н. Вавилова, -М. : Просвещение, 1983

2. Здоровьеформирующее физическое воспитание. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/под ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/ Москва, Просвещение, 1986

4. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг/Творческий центр, Москва 2010

5. Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушением опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (балансировочные доски, физиомячи и др.) . Методическое пособие, НП Центр здоровьесберегающих педагогических технологий, г. Н. Новгород, 2009

6. Пусть ребенок будет здоровым/под ред. Л. Ф. Островской. – М., Просвещение, 1979

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка — привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

— во всех группах мебель подбирать по росту детей;

— учитывать посадку ребёнка за столом;

— обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

— соблюдать двигательный режим;

— вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Возрастные особенности формирования осанки

Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, » калачиком «, и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие — меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности — все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Спасибо за внимание!

Формирование правильной осанки | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§ Нарушение витаминного обмена;

§ Неправильная посадка ребёнка за столом;

§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки. Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом:

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной.

Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости.

Волна на волну набегала,

  • Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише!

Спит в лесу семья зайчишек…

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат…

В лапотках идут мышата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.)

В каждом возрастном периоде есть свои особенности, приоритетные направления в развитии речи. В младшем дошкольном возрасте это знакомство с окружающим миром.

В среднем возрасте, – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи и предшкольный период – развитие способности к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу.

И, конечно, на протяжении почти всего дошкольного детства – работа над правильным звукопроизношением. Именно оно вызывает наибольшее беспокойство у родителей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке.

Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Первые два этапа речевой работы включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Упражнения для автоматизации звуков в слогах:

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно пальцы, произнося слоги.

3. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

4. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам или рисуя волнистую линию.

5. Аналогичные задания: помочь зверюшкам добраться до их любимой еды, бабочке сесть на цветок, нарисовать путь самолета. А потом вместо игрушек и рисунков положить или написать буквы, тогда легко ребенок усвоит слоговое чтение.

6. Поиграем в ладошки: Л, А, вместе – ЛА и т.д.

7. Использовать игрушки из «киндер-сюрприза»: скажи столько раз слог, сколько игрушек. И т.д.

Переходным пунктом от слогов к словам, а затем и предложениям служат чистоговорки, которые можно придумывать самим:

ла-ла-ла – лапа, лак, ладонь, пила;

ло-ло-ло – ложка локоть, лоб, тепло;

лы-лы-лы – чисто вымыли … (полы) ;

лу-лу-лу – вытер лужу на … (полу) ;

ал-ал-ал – Володя … (мал) ,

ел-ел-ел – он кашу …(съел) и т.д.

А сейчас попробуйте придумать чистоговорку сами: ра-ра-ра …, ор-ор-ор…

Дети очень любят соревноваться, поиграйте в «Аукцион слов». Для автоматизации звука в словах и предложениях можно подобрать еще массу игр и игровых упражнений: «Назови предметы со звуком Л, которые есть на кухне» (в комнате, на картинке) ; «Чего не стало», «Доскажи словечко», «Рифмы», «Четвертый лишний», отгадывание загадок; «Так бывает или нет?» (волшебник случайно заколдовал предложения, слова в них перепутались, исправь ошибки – Халат надел маму. На белке сидела елка. Ладони вымыли Аллу с мылом.) ; «Я начну предложение, а ты закончи» (На улице тепло, потому что … Я не пойду гулять, … Когда наступит лето, …) .

И на последнем этапе – введении звука в связную речь, неоценимое значение имеет заучивание стихов, придумывание загадок, драматизации знакомых произведений, придумывание рассказов, изменение окончаний сказок, которые также можно превратить в игру.

Дошкольниками широко используются пальчиковые игры, которые помогают активизировать речевое развитие и развитие звуковой стороны речи.

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Пальчиковые игры для детей – это не новшество двадцатого века. Они существовали в разных народах, их история имеет много страниц.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Что делать чтобы осанка была правильной

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами) , открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», или игры «Ладушки – ладушки», или « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить.

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.

Хорошее стихотворение — та же музыка. Младшие дошкольники легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Максимально полезны для развития ребёнка – дошкольника пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

-Способствует овладению навыками мелкой моторики;

-Помогает развивать речь ребенка;

-Повышает работоспособность коры головного мозга;

-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Пальчиковые игры — необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

1. Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.

2. Формируются навыки вербального и/или невербального общения.

3. Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук — развивают подражательную способность; — учат напрягать и расслаблять мышцы; — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; — учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические- развивают точную координацию движений; — учат сгибать и разгибать пальцы рук; — учат противопоставлять большой палец остальным.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению игр:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две — три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

— Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

— При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

— Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

— Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

— Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры игр, стихов и песен, сопровождаемых движениями:

Раскатились по дорожке

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Лечение физкультурой

Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса.

Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.

Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

Как сидеть и стоять правильно?

Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула.

Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

Дополнительная информация

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка у детей дошкольного возраста зависит не только от влияния патологических факторов на позвоночный столб, но и от антропометрических показателей ребенка. Длина туловища, высота головы, размеры ног – это важно для формирования ровной спины у детей. На основе данных показателей некоторые ученые рекомендуют формировать структурные сегменты, влияющие на поддержание спины в правильном положении.

Как оценивается осанка у дошкольников

В процессе роста ребенка пропорции тела изменяются:

  • У новорожденных тело и голова имеют минимальные размеры;
  • Активное нарастание длины тела начинается только с 7 лет.

Для оценки правильности осанки у детей дошкольного возраста необходимо оценить пропорциональное соотношение между собой данных показателей. Для этого условно разделим всю длину тела на верхнюю и нижнюю половины. Оценивать будет 2 показателя:

  • Интенсивность ежегодного роста;
  • Отношение роста в положении сидя, к росту в позиции стоя.

У дошкольников нарастание длины тела происходит по большей части из-за роста конечностей, позвоночника и незначительного увеличения головы. Ежегодная динамика процесса отражена на схеме: На ней видно, что в среднем рост тела ребенка в год происходит на 4-5 см (ростовое плато) , но существует 2 скачка (ростовой спурт) : в 4-5 и в 12-15 лет.

Первый рывок происходит в ясельном возрасте и очень важен для правильной закладки дальнейшего формирования оси позвоночника. На схеме видно, что после этого периода наступает длительное ростовое плато до 12-13 лет.

Полностью рост человека прекращается к 16-19 годам, когда завершается оссификация позвоночного столба (замена хрящевой ткани позвонков на костную) .

Среднегодовой рост позвоночника у дошкольников в поясничном отделе не превышает 0,8 см в год, в грудном – 1,4 см, а в шейном 2,2 см. Очевидно, что до пяти лет происходит более быстрый рост верхней половины грудной клетки. Данные анатомические особенности важны при оценке осанки у детей дошкольного возраста для предотвращения грубых деформаций позвоночного столба.

Чтобы упростить анализ антропометрических показателей дошкольников ученые ввели индекс пропорционального соотношения роста в различные возрастные периоды к прогнозируемому росту (см. таблицу) .

Несмотря на некоторую обобщенность подходов к формированию правильной осанки у дошкольников, в процессе роста каждого индивидуума появляются некоторые особенности анатомических структур. Поэтому при выявлении изменений в несоответствии роста позвоночника возрасту оценивают позвоночный столб на рентгенограммах.

Формирование правильной осанки в дошкольном возрасте рентгенологически сопровождается увеличением дисков и заострением тел позвонков. В среднем нарастание высоты позвонков в грудном отделе равно 1-2 мм в год, что сложно отследить на снимке. О начале патологического искривления оси позвоночного столба свидетельствует неравномерное нарастание межпозвонковых дисков и тел на разных уровнях.

Еще одним показателем оценки вертикальной оси туловища у детей дошкольного возраста является дисково-позвоночный коэффициент. Он отражает отношение высоты тела позвонка к высоте диска в оцениваемом сегменте. В норме его величина равна 4 или 5 к 1-му.

Данное соотношение уменьшается при любых патологических изменения позвоночника.

Формирование правильной осанки у дошкольников можно оценивать также по своевременности появления точек окостенения (очаги отложения солей кальция) в типичных зонах роста. Они очень хорошо прослеживаются при выполнении магнитно-резонансной томографии или рентгенографии позвоночника в прямой и боковой проекциях (метод вреден) .

Наиболее распространенным способом выявления изменений в позвоночном столбе дошкольника является апофизарный тест (Риссера) . При нем оценивается распространенностью зон обызвествления апофиза (краевая часть) позвонка (см. рисунок) .

Методика позволяет на ранних стадиях определить правильную или патологическую осанку у дошкольников, так как формирование позвонков непосредственно отражается на поддержании вертикальной оси туловища.

Для проведения теста Риссера необходимо условно разделить гребень подвздошной кости на 4 части. Особенности оценки осанки у дошкольников по апофизарному тесту:

  • Первые точки окостенения возникают в передних отделах гребня;
  • Их отсутствие расценивается, как неблагоприятный признак (точки окостенения в позвоночнике появляются согласно возрасту) .

В дошкольном возрасте первые зоны окостенения в области переднего отдела гребня должны появиться в возрасте 4,5-5 лет. Остальные зоны возникают позже (в 10-11 лет) .

Какие деформации спины наблюдаютсяу маленьких детей

У дошкольников чаще всего возникает отклонение позвоночника в стороны. Поскольку физиологические лордозы и кифозы у них не выражены, правильная осанка поддерживается в этот возрастной промежуток мышечным корсетом спины. Позвоночник до 7 лет является мягким и пластичным, поэтому легко смещается.

Какие виды искривления позвоночника появляются у детей до 7 лет:

  • Ротация – смещение позвоночного столба в горизонтальной плоскости;
  • Торсия – вращение позвонков вокруг оси;
  • Плоская спина – ровная вертикальная плоскость;
  • Круглая спина – чрезмерное выгибание позвоночника;
  • Сутулость – выраженная выпуклость в грудном отделе.

Появляется у дошкольников и смещение оси позвоночного столба в боковой плоскости – сколиозы. Оно бывает 2 типов:

  1. Сколиоз в младшем возрасте (до 2 лет жизни) наблюдается чаще у мальчиков и характеризуется левосторонним смещением оси позвоночного столба;
  2. Ювенильный сколиоз прослеживается на 3-4 году жизни ребенка. Более характерен для девочек и имеет прогрессирующее течение.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по анатомическим и функциональным особенностям отличается от аналогов у взрослых. Детский позвоночник более подвижен, что откладывает отпечаток на клинических особенностях данной патологии.

По секрету

  • У Вас проблемы с шеей или спиной?
  • Вы внезапно можете почувствовать приступы боли…
  • А сидячая работа и низкая физическая активность отнюдь не способствуют правильной осанке…
  • Возможно, Вы перепробовали кучу средств, но ничего не помогает.
  • Сейчас читаете эти строки лишь потому, что не сильно они Вам помогли.
  • И Вы готовы воспользоваться любой возможностью, которая поможет Вам избавиться.

Поверьте, средство от болей в спине найдено! Перейдите по ссылке и узнайте как вылечить спину ортопедическим пластырем…

Другие статьи по теме:

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС.

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива.

Правильная осанка у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.

Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ.

Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа — опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма. Плоскостопие -.

Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 — детский сад общеразвивающего вида г. Тулы (МБДОУ№107) Рабочая.

Особенности развития моторики детей дошкольного возраста

Особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью Государственное казённое учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых.

Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что.

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени.

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряж.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому.

Источник: http://raguda.ru/vs/formirovanie-pravilnoj-osanki-u-detej-doshkolnogo.html

профессионального образования Лебедянский педагогический колледж

(Г(О)ОУ СПО Лебедянский педагогический колледж)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Доклад на педагогическом совете: Формирование навыков

2.2. Консультация для родителей: Воспитание правильной осанки

2.3. Консультация для родителей: Профилактика плоскостопия у детей……24

2.4. Консультация для родителей: Как выработать правильную осанку у младших дошкольников……………………………………………………….. 27

2.5. Консультация для родителей: Как предупредить развитие плоскостопия у ребенка……………………………………………………………………….…. 31

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.

Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп в дошкольных учреждениях; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, очень важно уделять большое внимание процессу формирования навыка правильной осанки у дошкольников.

Государственное (областное) образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Лебедянский педагогический колледж

(Г(О)ОУ СПО Лебедянский педагогический колледж)

Организационный момент 2-3 мин.

Изложение нового материала 30 мин.

Закрепление 10 мин.

Домашнее задание 2-3 мин.

В «Программе воспитания и обучения» в д/саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Какое же место в «Программе» уделяется формированию навыка правильной осанки?

(Работа с книгой)

Итак, формирование правильной осанки, составляет одну из важнейших задач физического воспитания.

Что же такое осанка?
Слайд №2 Осанкаэто привычная поза естественно непринужденно стоящего ребенка.

Нормальной или правильной осанкой считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Правильная осанка характеризуется умеренными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

О чем же говорит ваша осанка? Вы горбитесь от столкновения с окружающим миром? Ходите ли вы с опущенными плечами, покорно взирая на жизнь? Или ваша спина настолько прямая, что люди считают вас непреклонными? Или вы ходите с самодовольным видом, голова вверх, спина прямая, как павлин – искатель приключений, общительный, готовый принять любой вызов.

Возможно, что ваша осанка – это не внутренняя позиция, а просто результат плохой привычки. Даже, если это так, она может дать ложную информацию окружающим. «Попробуйте сгорбиться и кому-нибудь сказать, что вы чем-то возбуждены, — говорит д-р Раппопорт – Вы не смжете сделать это. Вы должны распрямиться, если вы возбуждены. Хорошая осанка способствует полноценному дыханию, возможно, — воодушевлению».

Хорошая осанка практична и по другим причинам. Это отличный путь предотвратить боль в спине. Позвоночный столб – это основа нашего туловища – это то, что дает нам возможность стоять прямо. Он окружает и защищает наш спинной мозг. Он работает как весовая подпорка, обеспечивая при этом гибкость во время движения, поэтому мы не ходим «как зомби», не сгибаясь.

Ключ к хорошей осанке – мышцы. Мышцы спины, если они в порядке, поддерживают позвоночный столб сзади, мышцы живота поддерживают его спереди.

Слайд №4 Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык.

Деформация различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки. Какие нарушения осанки вы знаете из курса «Основы здорового образа жизни, и каковы ее последствия».

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит: ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
Слайд №5 Виды неправильной осанки
«Опережающее задание» Признаки и виды неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз — боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, т.к. кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связачном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, т.к. у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиоз сопровождается ассиметричным положением плеч, лопаток и таза, и различной величиной, так называемых треугольников талии (просветы, образующие между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Эти нарушения легко исправляются при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы. При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.
Слайд №6 Виды неправильной осанки

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.

У новорожденного позвоночник состоит из хрящевой ткани, в первые месяцы жизни почти прямой. Постепенно у ребенка в положении лежа на животе и на руках у взрослого, в вертикальном положении образуется изгиб в шейной части. Когда ребенок начинает сидеть, стоять, у него появляется изгиб в поясничной области. К концу 1 года жизни все изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый) в основном сформированы, но не закреплены и в положении лежа выпрямляются.

Во избежание различных отклонений от нормы следует оберегать ребенка от непосильных нагрузок: нельзя долго держать ребенка в положении сидя или стоя без опоры, если он еще не научился самостоятельно принимать это положение. Надо, чтобы ребенок сам вставал, держась за опору. Уже на 2 году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить и учат этому на занятиях физическими упражнениями или другими видами деятельности.

Как же надо правильно стоять?

Правильная осанка в положении стоя – стоять нужно в основной стойке или слегка расставленных ногах. Развитию мышечных ощущений правильного положения тела и головы помогает следующее задание: дети встают к стене, прикасаются к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

Как же надо правильно сидеть?

Правильная осанка в положении сидя – прямая посадка головы, слегка оттянутые назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот.

Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром.

При письме, рисовании, лепки руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову на бок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается, ниже правого, позвоночник искривляется.

На устных занятиях дети сидят откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях, плечи развернуты, голова поднята, взгляд обращен на воспитателя. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдвигаются, кровообращение и дыхание улучшается, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости.

На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежали на столе, очень утомительно, т.к. туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены.

От положения головы зависит тонус мышц плечевого пояса и верхних конечностей, разгибателей позвоночника. Если опустить голову на грудь, то тонус этих мышц снижается. Кроме того, свисающая голова своей тяжестью вызывает смещение позвонков по отношению друг к другу в нижней шейной и верхней грудной частях позвоночника, в связи с чем происходит выдвижение плечевых суставов вперед, западание грудной клетки, расхождение лопаток.

В результате развивается сутулость и грудной кифоз. Жизнь в сгорбленном состоянии приводит к хронической усталости, головной боли и иногда к обезображиванию тела. Не позволяйте такому случиться ни с вашими детьми, ни с вами.

Слайд №8 Профилактика нарушений осанки.
Важно исключить однообразные, длительно сохраняемые позы.

Рациональная двигательная активность детей в течение дня помогает укрепить мышцы детей и не допустить нарушений в осанке.

Для профилактики нарушений осанки воспитатели яслей/сада №1112 г. Москвы разработали систему специальных упражнений, которые проводили около вертикальной стены без плинтуса, которые проводили в такой последовательности.

Слайд №10 упражнения с грузом, положенным на голову (мешочки с песком весом 500 г.)

Важно серьезно продумывать содержание всех частей физических занятий, упражнений сгруппировать так, чтобы они оказали всестороннее воздействие на организм ребенка, позволяли активизировать двигательную деятельность.

Хорошо включать в занятия \
Слайд №11 Упражнения с гимнастической палкой.

Для профилактики плоскостопия включаются различные виды ходьбы: на носках, с высоко поднятыми коленями, на пятках, на внешней стороне стоп, летом – ходьба босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве, по песку. Корректирующие упражнения следует включать и в игры.

Например, в подвижной игре «Самолеты» нужно предлагать детям отводить руки и плечи в стороны так, чтобы были сведены лопатки, держать голову прямо. Такое положение тела будет ребенка удерживать, и в движении, т.е. в полете (иначе самолет будет считаться неисправным и пилоту будет дана команда «на посадку»).

Доктор Раппопорт дает советы, как сделать осанку совершенной. «Начинайте каждый день с выравнивания своего скелета», — говорит она и приводит основные упражнения на растягивание, которые надо выполнять ежедневно.

Слайд №12 Советы доктора Раппопорт

«Спать на животе – это самое худшее, что вы можете сделать, потому что при этом усиливается изгиб спины», предупреждает доктор Роберт Боуден в своей книге «Самопомощь при остеопатии».

Поддерживайте хорошую форму, ходите пешком, бегайте, плавайте, занимайтесь аэробикой. Ежедневно растягивайте все мышцы. Осанка только тогда хороша, когда крепкие мышцы, которые удерживают вас в прямом положении.

Дайте спине отдохнуть. В конце дня лягте на пол, ноги положите на низкое кресло или стул – полежите минут 15.

Распределяйте вес равномерно на обе ноги – когда вы стоите.

Прежде чем начать день и прежде чем его закончить, выгибайте дугой спину, чтобы бороться с сутулостью – говорит автор.

Эти и другие советы вы найдете в книге «Домашний доктор» под редакцией Деборы Ткач, и в других книгах библиотеки.
Слайд №13 Профилактика нарушения осанки

исключение однообразных, длительно сохраняемых поз;

Перед вами на столах комплексы ОРУ, найдите в них корригирующие упражнения.

Источник: http://dereksiz.org/formirovanie-navikov-pravilenoj-osanki-u-doshkolenikov.html

3начение правильной осанки трудно переоценить. Правильная осанка является не только основой стройной и красивой фигyры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.

Осанка — это привычное положение тела в покое и движении. Она зависит от формы позвоночника и равномерного развития мускулатyры – «опорного корсета» позвоночника. Осанка подразделяется на правильную, или нормальную, и неправильную. Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма.

Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки у дошкольников

Значение правильной осанки

3начение правильной осанки трудно переоценить. Правильная осанка является не только основой стройной и красивой фигyры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.

Осанка — это привычное положение тела в покое и движении. Она зависит от формы позвоночника и равномерного развития мускулатyры – «опорного корсета» позвоночника. Осанка подразделяется на правильную, или нормальную, и неправильную. Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатyры, пониженный мышечный тонус могут привести к нарушению осанки. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов : затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно — кишечного тракта, уменьшается жизненная ёмкость лёгких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребёнок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаками неправильной осанки являются: сутyлость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области ( кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также сколиоз- боковое искривление позвоночника. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Формирование правильной осанки

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, тyберкулёзом, имеющих плохое зрение или слух. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы.

Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребёнка.

Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки. Большое внимание стоит уделять общему физическому развитию ребёнка. Причём начинать надо с первых месяцев жизни, когда происходит формирования позвоночника, его физиологических изгибов.

Дети дошкольного возраста не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогyлок и экскурсий ), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели долго на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет одежда и обувь. Одежда не должна быть тесной, мешать прямому положению тела (короткие бретельки на штанишках и юбках), затруднять свободные движения. Обувь должна плотно облегать ногу, но не быть тесной, иметь жёсткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не следует разрешать детям ходить дома в тёплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия. А это ведёт к нарушению осанки.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи с изменением снижением двигательной активности, в периоды интенсивного роста ребёнка. Хорошо если ребёнок свободен в своих движениях: бегает, лазает, прыгает, преодолевает различные препятствия. Таким образом, формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия.

В дошкольном возрасте стоит научить ребёнка плавать (плавание не только способствует формированию осанки, но и хороший способ закаливания), играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой — ходить на лыжах или кататься на коньках.

Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность ребёнка- основа профилактики нарушений осанки , сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Взрослые, окружающие ребёнка, должны создать оптимальные условия для его физического развития, воспитать правильные двигательные навыки, сформировать у него сознательное отношение к своему телу.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/05/31/formirovanie-pravilnoy-osanki-u-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию