Что такое осанка для 2 класса

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Материал разработан согласно методическим рекомендациям В.И. Лях «Физическая культура 1-4 класс» 2014г

Цель урока: формирование представлений о значении физической культуры для укрепление здоровья человека.

Задачи: мотивировать учебную деятельность и личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со сверстниками; формировать умение контралировать и оценивать учебные действия; способствовать укреплению здоровья. Презентация знакомит обучающихся с определением — осанка, ребята сравнивают правильную осанку с неправильной. Рассматривают причины нарушения осанки, что помогает исправить осанку. Проверяют свою осанку. Детям оказывается помощь в формировании установки на сохранение и укрепление здоровья.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель физической культуры МБОУ «Средняя школа №2» Г. Десногорск Николаева О.А. Осанка

Обратите внимание на то, что спортсмены, артисты балета, военные имеют красивую осанку.

Осанка — это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд.

Прими перед зеркалом такую позу — и увидишь какой стройной стала твоя фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно.

Однако если ты будешь делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу тебе не составит никакого труда.

У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперёд, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.

При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, лёгких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Всё это ухудшает самочувствие и настроение.

Причины нарушений осанки В большинстве случаев нарушения появляются из-за слабо развитых мышц. Каковы ещё причины?

Как проверить свою осанку Встань спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются затылок, лопатки, ягодицы и пятки, осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит нужно срочно заняться её исправлением.

Что нужно делать для улучшения осанки Приучай себя спать на плоской подушке Не имей привычку носить портфель в одной и той же руке.

Что нужно делать для улучшения осанки Приучай себя сидеть за партой или столом прямо, слегка наклонив голову, опираюсь в область поясницы оспинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край. Укрепляй мышцы физическими упражнениями

Что даёт правильная осанка. Чем красивее спина, тем увереннее личность. Дыхание становится лёгким и более глубоким. Улучшает дыхание и пищеварение. Вы выглядите более стройным и молодым. Помогает мышцам и суставам. Улучшается мышление. Здоровый позвоночник .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики способствует развитию мыслительной деятельности, составлен с учётом ФГОС.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.

Цель занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Основные практические задачи:- повторить лексический и грамматический материал за 2 класс.

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре.

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2.

В основеи урока лежит деятельностный подход — основной способ получения знаний.

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2016/11/03/osanka-2-klass

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Из опыта работы учителя

МБОУ СОШ с УИОП №52 г. Кирова

Булдаковой Ларисы Анатольевны.

Полное название занятия

Осанка – стройная спина.

3. Автор занятия

Булдакова Лариса Анатольевна

4. Проблемы, решению которых способствует занятие

Именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, стать в полной мере творцом своей судьбы.

5. Краткое содержание

1. Активизация и целеполагание.

2. Формирование знаний и умений.

3. Практическая работа по самоконтролю за своей осанкой.

4. Разучивание комплекса упражнений для корригирующей гимнастики.

6. Цели и задачи

1. Помочь осознать детям, что главная ценность – здоровье.

2. Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.

3. Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушения осанки.

7. Площадка занятития

МОУ СОШ №59 г.Кирова

8. Ожидаемые конкретные результаты

Получение практических навыков контроля за своей осанкой.

Ребёнок будет знать, к чему приведёт нарушение осанки.

9. Обоснование актуальности данного занятия

По данным исследований, в начальных классах 37% детей с нарушением осанки.

Ребёнок 2-3 раза в день должен вставать к вертикальной стене, чтобы соприкасались 4 точки: затылок, лопатки, ягодицы, пятки. Проект носит практический характер.

12. Круг пользователей

Учителя начальных классов.

13. Дополнительные возможности реализации программы

Открытое занятие с родителями.

14. Уровень проработанности занятия

15. Партнёрские отношения

Основные партнёры: педиатр, родители.

Внеклассное занятие во 2 классе на тему «Осанка – стройная спина!»

1. Читаю рассказ « Молодой старичок» (по А. Дорохову).

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старичок.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята идут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью — новые деревья, он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамейке у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком.

— Что же нужно делать, чтобы не стать «молодым старичком»?

2 . Расшифруйте слово САКНОА (осанка). Тема урока: …-стройная спина!

Учитель. Сегодня мы займемся исследовательской деятельностью, объектом которой будет осанка человека. Выводы нашей работы мы должны сформулировать в конце урока.

Попытаемся ответить на вопросы:

-Что такое осанка? Как определить ее правильность?

-Отчего бывают нарушения осанки?

-Что нужно предпринимать, чтобы этого не допустить?

-Как контролировать осанку?

3. Учитель. Во время уроков учитель постоянно делает замечания: «сидим с прямой спиной», «Поднять голову», «Распрямиться», «Не сутулиться» и т.д. Как вы считаете, почему?

Дети. Вы хотите, чтобы у нас была правильная осанка, чтобы мы не были сутулыми, чтобы на нас было приятно посмотреть со стороны.

У. Да, я этого хочу. А вы сами хотите?

Д. Хотим, но часто забываем следить за собой.

4. Дети рассматривают картины, вывешенные на доске ( « Гимнаст», «Балерина», «Военный»).

— Что объединяет этих людей? (Ответы детей.)

— Можем ли мы сказать то же самое о своей фигуре?

-А можем ли мы тоже иметь такую фигуру? Что для этого нужно делать?

— Заниматься физкультурой, следить за своей спиной во время сидения, ходьбы, стояния.

-Итак, что же такое осанка?

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

6. У. Мы установили, что такое осанка: привычная и ненапряженная манера человека держать свое тело стоя, сидя и в движении. Почему тогда различают правильную и неправильную осанку? Как определить ее правильность? Посмотрите на эти два рисунка: вот первобытный человек, а вот –современный. Чем они отличаются?

Дети изучают рисунок. ( У человека с правильной осанкой – прямая спина).

— Значит, чтобы проверить осанку, надо прислониться к чему-то прямому.

Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.

(Выходят 2-3 ученика, встают к стене и показывают, как надо проверять свою осанку)

— Чтобы у вас была правильная осанка, не меньше двух раз в день вставать к стене и проверять свою осанку. Можно походить с «мешочком» на голове.

(3 ученика проходят по классу с мешочком на голове.)

7. А теперь отойдите от стены на шаг, постойте в этой позе, пока я расскажу вам, как специалисты определяют нарушение осанки.
Моим помощником будет Даниил.

Веревочка с отвесом.

Таким образом может быть поставлен диагноз – искривление позвоночника. У моего помощника его нет.
Попрактикуйтесь дома на своих родных и знакомых. А теперь вернитесь к стене и проверьте, всем ли удалось сохранить правильное положение осанки. Ответьте, почему некоторым из вас это не удалось, а те, кто сохранил осанку, скажите: что вы ощущаете?

Даниил. (Непроизвольно принял привычную позу.)

– Ничего не ощущаю.

– Устали мышцы спины.

У. Те из вас, кто ничего не ощущает, при условии, что они действительно сохранили правильную осанку, не нуждаются в ее коррекции. Те, кто и не заметил, как ссутулился, мало о себе заботятся, идут на поводу у привычки. А те, кто приложил усилие, чтобы удержать правильное положение, заинтересованы в улучшении своего здоровья.

8. Обратите внимание: прозвучали слова об усталости мышц спины. Значит, эти мышцы недостаточно сильны. Их нужно укреплять для профилактики нарушений осанки.

Давайте ответим на следующий вопрос: чем же плоха неправильная осанка, какой вред она приносит организму и приносит ли вообще? Какие виды нарушений осанки вы знаете?

Сутулость, искривление позвоночника.

Ссутультесь, пожалуйста, для эксперимента. Что с вами произошло и чего можно ожидать?

Округлилась спина, стали уже плечи, прогнулся позвоночник, сдавлена грудная клетка.

Какой из этих факторов влияет на внутренние органы и на какие именно?

Наверное, на легкие и сердце. Грудная клетка сдавливает их, и становится труднее дышать.

Ухудшается кровоснабжение организма и уменьшается потребление кислорода. А это вредно для организма.

Другая ситуация: ученик ссутулился и сидит, низко наклонившись над письменным столом. Какие органы у него страдают?

Желудок и печень – на них давят ребра.

Искривление позвоночника изменяет естественное положение внутренних органов, следовательно, и работать они будут неправильно, что может привести к различным заболеваниям.

9. Правильная осанка в положении сидя:

Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см , локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.

(Все ученики принимают такое положение)

10. Выполните задание. Подчеркните зелёным карандашом то, что служит формированию правильной осанки, а красным – что портит красивую осанку. (Работа в парах):

-носить портфель только в одной руке

-распределять тяжесть равномерно, чередуя перенос груза из одной руки в другую

-укоренять привычку сутулиться

-ходить ровно, прямо

-активно посещать физкультурные кружки, делать зарядку по утрам

-иметь привычку сидеть, лежать в неправильных позах

11. Правила (зачитывают дети)

* сидите за столом прямо, не горбитесь, слегка наклонив голову вперёд. Через каждые 15 минут сидения за столом надо делать разминку, потягиваться;

* ходите и стойте не опуская плечи, втянув живот и слега приподняв голову;

* учебники носить в ранце на спине, а не в портфеле. Если вы будете носить ранец или сумку в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

* спите на жёсткой постели и плоской подушке;

* делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота;

*каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

12. Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы.

В теле человека 650 мышц. 200 из них используется при ходьбе, 17 – чтобы улыбнуться. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой, спортом. Главный враг мышц – неподвижность, а лучший друг – движение.

2 ученика встают на коврик и показывают примерный комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки.

В путь пойдём мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову;

Высоко подняв колени,

Все шагают как олени.

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс.

Мы с приятелем вдвоём

Через речку поплывём

Вот так здорово! Вот класс!

И. п. – лёжа на животе.

Движение руками, имитирующие стиль «брасс» в плавании.

Я стремителен и спор,

Потому что я боксёр.

И. п. – лёжа на животе, руки в упоре:

имитация движения рук, как в боксе.

Ноги будем поднимать,

Поднимать и опускать.

И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища: поочерёдно поднимать и опускать то правую, то левую ногу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  posture support корректор осанки отзывы

А теперь, ребята, Дружно шагай,

Смотри, не зевай. 1, 2, 3.Стой!

Выходят 2 других ученика и под речитативы выполняют упражнения ещё раз.

13. Практические рекомендации

1. И.п. – стоя в упоре на руках и коленях, мягко прогнуться в поясничном отделе животом вниз. Затем выгнуть спину, как кошка, максимально округляя ее. Повторить несколько раз, не допуская резких движений.

2. И.п. – лежа на животе, согнуть руки на уровне груди. Выпрямить их, прогнуться. Животом прижаться к полу. Голову повернуть влево, посмотреть на пятки. То же – вправо.

3. И.п. – лежа на животе, руки согнуты за головой. Прогнуться. Держать положение несколько секунд.

Учитель. После того как вы проведете домашнее обследование своих близких, при необходимости можно научить их этим упражнениям.

Попытаемся ответить на вопросы:

-Что такое осанка? Как определить ее правильность?

-Отчего бывают нарушения осанки?

-Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?

-Как контролировать осанку?

15. — А теперь проверим, как вы запомнили правила.

Все встаньте и примите правильную осанку. Доктор Красивая Осанка проверит вашу осанку. (Подготовленный ученик в белом халате проходит по рядам и делает замечания.)

— А теперь сядьте правильно. (Доктор Красивая Осанка называет правильно сидящих учеников.)

С сегодняшнего дня каждый день контролируйте свою осанку, делайте зарядку, занимайтесь физическим трудом и вы всегда будете стройны и красивы.

Источник: http://infourok.ru/vneklassnoe_zanyatie_vo_2_klasse_na_temu_osanka__stroynaya_spina-381740.htm

Коррекция осанки

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке все части тела располагаются симметрично относительно позвоночника. При правильной осанке плечи у человека развернуты, голова немного приподнята, руки и ноги разогнуты в суставах, а живот подтянут.

Правильность осанки может оценить врач. Обычно доктор оценивает вид сбоку, сзади и спереди. Неправильная осанка негативно влияет на работу всех внутренних органов организма.

Коррекция осанки – комплекс методов, предназначенных для формирования правильной осанки или исправления существующих ее дефектов.

Методы коррекции осанки

Нарушение осанки иногда путают со сколиозом. При сколиозе происходит искривление позвоночника в результате поворота позвонков вокруг своей оси.

Сколиоз нельзя исправить, можно лишь приостановить его прогрессирование. А нарушения осанки легко исправить с помощью специальных методов коррекции осанки.

Применение корсета для коррекции осанки – один из самых простых способов.

Корсет для коррекции осанки помогает восстановить физиологически правильное положение плечевого пояса, а также избавить от чрезмерной нагрузки позвонки поясничного и грудного отделов позвоночника с сохранением нормального мышечного тонуса.

Корсет для коррекции осанки фиксирует спину человека в правильном положении. Специальные упругие пластины корсета способствуют равномерному распределению нагрузки по обеим сторонам позвоночника и симметричному развитию мышечной системы.

Для усиления эффекта при неправильной осанке врач помимо корсета может посоветовать занятия лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц. В дальнейшем упражнения корректирует инструктор, исходя из физической подготовки и состояния костно-мышечной системы пациента.

Лучших результатов также можно добиться при совместном применении различных методов коррекции осанки – корсета, лечебной физкультуры и сеансов лечебного массажа. Для коррекции осанки полезно заниматься плаванием, волейболом и лыжным спортом.

Упражнения для коррекции осанки

Упражнения для коррекции осанки в какой-то степени помогают лучше владеть своим телом и исправлять недостатки фигуры.

Для коррекции осанки и укрепления мышц спины подойдут следующие упражнения:

  • встать, руки расположить за головой. С силой отвести руки в стороны, поднять руки вверх и прогнуться. Замереть на 2-6 секунд и вернуться в исходное положение;
  • встать, поместить гимнастическую палку за спиной. Ее нижний конец прижать к тазу, а верхний – к голове. Наклониться вперед и вернуться в исходное положение, наклониться влево, затем вправо. Выполнить каждое движение 10-12 раз;
  • лечь на живот. Прогнуться, опираясь на руки. Замереть в этом положении на 4-5 секунд, затем вернуться в исходное положение;
  • встать на шаг от стены. Коснуться стены руками и прогнуться назад, подняв вверх руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

К упражнениям можно добавить висы на гимнастической стене в течение пяти-шести минут.

Упражнения для коррекции осанки (лежа на животе):

  1. руки вытянуть вперед, тело вытянуть в «струнку», тянуть кисти и носки в разные стороны в течение одной минуты;
  2. руки в упор, опереться на ладони и поднимать по очереди вверх прямую ногу (10 раз);
  3. руки над головой сложить в замок, поднять плечевой пояс и продержаться в таком положении от двух до десяти секунд (6 раз);
  4. поднять руки и голову вверх, прямыми руками делать «ножницы» в течение одной минуты;
  5. руки сложить в замок и вытянуть вперед, прямые ноги сложить вместе. Поднять ноги, руки и голову и держать в течение одной-двух минут;
  6. взяться руками за лодыжки и подняться вверх на животе, держаться в таком положении от двух до десяти секунд (10 раз).

Следующие упражнения для коррекции осанки надо выполнять стоя на коленях:

  • встать на колени, руки опустить вдоль туловища, а затем отклониться назад. Повторить 10-15 раз;
  • садиться на пол справа и слева от ступней;
  • достать до лба коленом, откинуть ногу и голову назад вверх. Повторить 10 раз.

Все упражнения необходимо выполнять в среднем темпе, стараясь при этом максимально развернуть плечи назад.

Коррекция осанки у детей

Методы коррекции осанки у детей основаны на изучении осанки по основным элементам, устранении скованности и ненужного мышечного напряжения, на развитии запоминания правильной осанки и умении ее восстанавливать в различных условиях.

Коррекция осанки у детей происходит путем сочетания мануальной терапии с лечебной физкультурой, массажа и психотренинга.

Для коррекции осанки можно также включить хождение по бревну для тренировки мозжечка, вестибулярного аппарата, а также выработки чувствительности мышц конечностей, шеи и туловища.

Детям младшего школьного возраста обязательно назначают упражнения, основанные на глубоком дыхании, так как в этом возрасте грудная клетка растет медленнее всего тела.

Процесс коррекции осанки обязательно должен сопровождаться сознательно-волевым решением ребенка ко всем видам занятий. Только в этом случае овладение навыком правильной осанки будет происходить естественным путем.

Что такое осанка? Формирование правильной осанки

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!».

О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи.

Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать спину ровно? Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

В первом случае – это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот.

Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью.

При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.

Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили.

Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены.

Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности.

Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.

Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

  • — Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).
  • — Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.
  • — Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.
  • — Режим дня, когда сну отводится очень мало времени.
  • — Наличие различных заболеваний, например: рахита, радикулита, туберкулёза, полиомиелита, близорукости.
  • — Полученная травма (например, перелом позвоночника).

Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

  1. — Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.
  2. — Необходимо верно обустроить рабочее место сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).
  3. — Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.
  4. — Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.
  5. — Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. Двигательная активность очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки — они тоже пойдут на пользу осанке.
  6. — Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.
  7. — Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.
  8. — Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.
  9. — Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше — на спине, а не сворачиваться калачиком.
  10. — Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку.

Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).

Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к нарушению осанки. Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости.

Естественно, плоскостопие – не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени.

Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда.

И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания.

Характеристика правильной осанки и видов ее нарушений

Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника.

С позиции физиологических закономерностей, осанка ребенка является динамическим стереотипом (навыком) и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов.

Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека — стабилизируется.

Осанка зависит от состояния психики и нервно-мышечного аппарата человека: степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических свойств межпозвонковых дисков, хрящевых и соединительнотканых образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

Правильная осанка является одним из критериев, который определяет состояние здоровья человека.

При осмотре спереди относительно фронтальной плоскости она характеризуется следующими признаками:

  • положение головы прямое, плечи, ключицы, реберные дуги, гребни подвздошных костей симметричны;
  • живот плоский, подтянут;
  • нижние конечности разогнутые (углы тазобедренных и коленных суставов около 180°);

при осмотре сзади:

контуры плеч, нижние углы лопаток и ягодичные складки располагаются на одном уровне, а внутренние края лопаток — на одинаковом расстоянии от позвоночного столба; проекция остистых отростков позвоночника имеет вертикальную линию, а треугольники талии — симметричны;

при осмотре сбоку относительно сагиттальной плоскости: позвоночный столб имеет умеренные физиологические изгибы (2-5 см).

Линия, условно проведенная через плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной (рис. 3).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Гимнастика при нарушении осанки для ребенка

В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности.

Правильная осанка для дошкольников: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль), лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет 22-25° для мальчиков и девочек.

Для школьников с правильной осанкой голова незначительно наклонена вперед, плечи — на одном уровне, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выступает вперед, чем у детей 6-7 лет, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены. Угол наклона таза увеличивается, приближаясь к таковому у взрослого человека, у девочек и девушек он больше (31°), чем у юношей и мальчиков (28°). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 годам.

Для юношей и девушек правильной осанкой является вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опушены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична.

Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей — кифоз. Остистые отростки расположены по средней линии.

Треугольники талии также хорошо выражены и симметричны.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.

Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта (табл. 1). Таблица 1

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Нарушение осанки не является заболеванием. Это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состояний мышц и связочного аппарата ребенка.

Различают 3 степени нарушения осанки. I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка. II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины). III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки, для школьников — II-III степени.

Отклонения от нормальной осанки называют нарушениями, или дефектами, осанки. Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскости (рис. 6,7).

Нарушения осанки, помимо косметического дефекта сопровождается расстройствами в деятельности различных органов человека: ухудшается функция дыхания, кровообращения; снижаются адаптивные возможности организма. Слабость мышц живота и согнутое положение тела (сутулость) вызывают нарушения перистальтики кишечника и оттока желчи.

Снижение рессорной функции позвоночника способствуют постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега, прыжков, что сопровождается быстрым утомлением и головными болями. Помимо этих расстройств при деформациях позвоночника увеличивается возможность возникновения сколиоза, остеохондроза и сдавления спинномозговых нервов, что влечет за собой появление новых отклонений в состоянии здоровья.

Виды дефектов осанки

В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки

Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

  1. сутуловатость — увеличение грудного кифоза с вершиной в верхней части грудного отдела, сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его отсутствия;
  2. круглая спина (тотальный кифоз) — увеличение грудного кифоза на протяжении всего грудного отдела с почти полным отсутствием поясничного лордоза.

При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии отмечается компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При сутуловатой и, особенно, круглой спине, грудь западает, шея и голова наклонены вперед, легко определяется остистый отросток VII шейного позвонка. Живот выстоит, ягодичные мышцы уплощены. Из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, затруднено вращательное полноамплитудное движение в плечевом суставе; лопатки крыловидно выпячены, кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) — все изгибы позвоночника усилены, увеличен угол наклона таза (60° и более).

Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Коленные суставы максимально разогнуты, иногда даже переразогнуты, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной поверхности. Мышцы ягодиц и задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности. При недостаточном развитии мышечной системы отмечают крыловидные лопатки. Из-за дряхлости и слабости мышц брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.

Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

  • плоская спина — грудной кифоз выражен плохо, наклон таза уменьшен, уплощение поясничного лордоза. Грудная клетка уплощена, плечи и голова смещены вперед и опущены, лопатки крыловидны. Нижняя часть живота выстоит из-за сниженного тонуса мышц и слабости, обычно охватывающей всю мускулатуру, что способствует появлению и прогрессированию нарушения осанки и во фронтальной плоскости. Снижение рессорной функции позвоночника при данном нарушении осанки ведет к постоянным микротравмам головного и спинного мозга, нарушениям ликвородинамики в них, следствием чего является постоянное чувство усталости, головные боли и другие проявления астено-депрессивного синдрома.
  • плоско-вогнутая спина — уменьшение грудного кифоза при несколько увеличенном поясничном лордозе из-за значительного наклона таза, что сопровождается выраженной отставленностью ягодиц. Грудная клетка узкая, мышцы живота (как и всего туловища) ослаблены.

Во фронтальной плоскости различают один вариант нарушения осанки.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется сколиотической (асимметричной) осанкой. Остистые отростки позвонков прямостоящего человека создают сплошную дугу бокового искривления.

При этом имеется асимметрия большей или меньшей степени выраженности между правой и левой половинами туловища, неравномерность треугольников талии, одно надплечье и лопатка опушены по сравнению с другими. Отмечается уплощение мышц с одной стороны шеи и грудной клетки.

Поскольку при асимметричной осанке ни клинически, ни рентгенологически не выявляется торсия позвонков, данное нарушение осанки не является сколиозом. Искривление полностью корригируется при разгрузке мышц в положении лежа или в висе на гимнастической стенке.

При наклоне вперед отсутствует реберный горб, характерный для сколиоза.

Как сформировать правильную осанку?

В нашей статье мы расскажем, как формируется осанка, какая осанка – правильная и что можно сделать, чтобы улучшить осанку? Наша статья носит информационный характер. Для проверки осанки и выбора способов ее улучшения обязательно консультируйтесь с врачом.

Осанка – это поза человека, которую он принимает при движении и в покое.

У каждого человека своя осанка, которая определяется строением тела, наследственностью и другими факторами.

В процессе индивидуального развития (ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек) – осанка меняется в течение жизни, это нормальный физиологический процесс.

Как формируется осанка?

Осанка начинает формироваться в процессе появления физиологических (нормальных) изгибов позвоночника. Ведь дети рождаются с абсолютно прямым позвоночником.

В процессе своего индивидуального развития:

  • в 1,5-2 месяца ребенок начинает держать головку — формируется физиологический шейный лордоз;
  • с 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть – формируется физиологический грудной кифоз;
  • с 8-9 месяцев ребенок стоит, держась за опору – формируется физиологический поясничный лордоз;
  • с 11-12 месяцев ребенок самостоятельно ходит – формируется физиологический крестцовый кифоз.

В формировании нормальных изгибов позвоночника и становлению правильной осанки большую роль играет гармоничное развитие скелетной мускулатуры (мышц) и связочного аппарата.

Как определить, правильная у вас осанка или нет?

Общие признаки правильной осанки:

  1. Шейно-плечевой угол тупой (не острый и не прямой).
  2. Расположение ключиц и сосков симметрично (сравнивается правая и левая половины тела).
  3. Лопатки плотно прилежат к грудной клетке.
  4. Нижние углы лопаток расположены симметрично.
  5. Пупок по средней линии.
  6. Ягодичные складки на одном уровне.
  7. Подколенные складки на одном уровне.

Первые признаки нарушения осанки:

  • Сутулость.
  • Боли в спине, чувство « ползанья мурашек» по спине, онемение в спине.
  • Быстрая утомляемость.
  • Асимметрия правой и левой половины тела.
  • Частые простудные заболевания (более четырех в год).

Нарушение осанки является результатом плохих привычек (ношение тяжелых сумок в одной руке, неправильная посадка за столом, неправильный подъем тяжестей), заболеваний позвоночника (перенесенный в детстве рахит, туберкулез костей, остеохондроз позвоночника, осложненный межпозвоночными грыжами), недостаточной физической нагрузки в течение дня и, как следствие, ослабление мышечного каркаса. И вот уже Вы не в состоянии удержать свое тело длительное время в правильном положении.

Типы нарушений осанки:

  1. Круглая спина – выраженный грудной кифоз, голова наклонена вперед (сутулость).
  2. Плоская спина – спина прямая, как «палка». Все нормальные изгибы позвоночника сильно сглажены.
  3. Плоско-вогнутая спина – резко усилен поясничный лордоз. Если посмотреть на такого человека, то можно увидеть что бедра «идут» впереди тела.
  4. Вогнуто-круглая спина – выраженный поясничный лордоз и грудной кифоз. Это человек с «горбом на спине» и впереди тела «идущими бедрами».

Как держать осанку правильно?

Существует очень простой метод, как правильно держать осанку.

Для этого Вам нужно прислониться к стене таким образом, чтобы затылок головы, лопатки, ягодиц, икры ног и пятки касались спины, а между поясничным отделом позвоночника и стеной могла поместиться ладонь.

Теперь Вы смело можете отойти от стены и посмотреть на себя в зеркало сбоку и в профиль – вот Ваша правильная осанка. Старайтесь ее постоянно придерживаться и избежите многих проблем с позвоночником.

Какие проблемы могут быть со здоровьем при неправильной осанке?

  • Миалгия – боли в мышцах спины.
  • Шейный остеохондроз позвоночника – боль в шейном отделе позвоночника.
  • Плечелопаточный периартрит – боль в шее, в плече справа или слева.
  • Цервикобрахиалгия – боль в шее с иррадиацией в руку, онемение руки.
  • Грудной остеохондроз позвоночника – боль в грудном отделе позвоночника.
  • Поясничный остеохондроз позвоночника – боль в поясничном отделе позвоночника, усиливающаяся при движении.
  • Люмбоишалгия – боль в пояснице с иррадиацией в ногу, судороги и онемение в ноге.
  • Остеохондроз поясничного отдела позвоночника осложненный грыжей межпозвоночного диска – боли в пояснице с иррадиацией в ногу, онемение и слабость в стопе.
  • Сколиоз – искривление позвоночника. Постоянные боли в спине, быстрая утомляемость.

Коррекция неправильной осанки

  1. Массаж спины 1 раз в 6 месяцев.
  2. Ношение корректоров осанки.
  3. Гимнастика.

Все упражнения делать медленно, до максимально возможного объема движений, не допуская возникновения резкой боли. Каждое упражнение повторять по 3-4 раза.

Для укрепления мышц шеи:

Выполнять сидя, спина плотно прижата к спинке стула.

Наклон головы вперед, до предела, пытаясь положить подбородок на грудь.

Медленные наклоны головы назад.

Сидя ровно, глядя перед собой, попытаться положить голову сначала на правое плечо, затем – на левое.

Медленные повороты головы направо до предела, с попыткой посмотреть через плечо. Затем такие же повороты налево.

Сидя ровно, смотреть прямо перед собой. Пытаясь положить голову на правое плечо, при этом оказывая сопротивление правой рукой в течение 20 секунд, затем расслабиться. То же упражнение сделать 3 раза в левую сторону.

Для плечевого пояса:

Выполняется в положении стоя.

На глубоком вдохе поднимите плечи, задержитесь в этом положении и на медленном выдохе отпустите.

Руки опустите вдоль тела. Выполняйте круговые движения плечами назад, затем вперед.

Руки отпустите вдоль тела. На глубоком вдохе отведите плечи назад, сближая лопатки, чтобы ощутить легкое напряжение мышц между ними. На медленном выдохе верните плечи в исходное положение.

Вытяните руки в стороны на высоте плеч, согните в локтях под прямым углом, затем на выдохе сведите локти впереди, чтобы ощутить напряжения мышц между лопатками. Верните руки в исходное положение и расслабьтесь.

Для грудного и поясничного отдела позвоночника:

Лягте на спину, головой касаясь пола, руки вытяните за голову. Согните ноги в коленных суставах и подтяните их к груди. Возвратитесь в исходное положение.

Лежа на спине возьмитесь руками под колени и подтяните бедра к груди. Одновременно поместите подбородок между коленями. Вернитесь в исходное положение.

«Кошечка»: встаньте на колени и обопритесь руками о пол. Выгибайте спину вверх и вниз.

Упражнение с валиком: встаньте на колени и придерживайте валик мускулами живота. Руки должны быть сцеплены сзади. Выпрямляйте спину, не отрывая ягодиц от ступней.

Сядьте на край стула, свободно опустите плечи и спину на колени. Сделайте несколько глубоких вдохов (2 минуты).

Соблюдайте правильную посадку за столом:

  • Спина прямая плотно прилежит к спинке стула или кресла.
  • Бедра ног находятся параллельно полу.
  • Стопы плотно стоят на полу.
  • Руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и лежат на подлокотнике кресла или стола.

Основной задачей осанки является предохранение опорно-двигательного аппарата человека от перегрузок и травм. Сохраняя правильную осанку, Вы ограждаете себя от многих проблем с позвоночником в будущем.

Методы оценки и коррекции осанки

Во внешнем облике человека большое значение имеет его привычная поза, или осанка. Профессор Б.К. Добровольский определяет осанку как привычную позу непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

Осанка, как привычное положение, поза, в известной степени обусловлена конституциональными, наследственными моментами, но формируется в прямой зависимости от условий физического воспитания человека.

Понятие об осанке складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей.

Ведущим является положение позвоночника, имеющего в сагиттальной плоскости четыре физиологических изгиба, которые придают позвоночнику устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия.

Нормальная осанка характеризуется вертикальным направлением туловища и головы, разогнутыми в тазобедренных и коленных суставах нижними конечностями, слегка отведенными назад плечами, плотно прилегающими к грудной клетке лопатками и «втянутым» животом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Упражнения для осанки и пресса

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: плоская спина; сутулая и круглая спина; кругло-вогнутая и плосковогнутая.

Плоская спина – градус кривизны позвоночника сглажен, таз имеет более горизонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позвоночника снижена. Спина производит впечатление доски.

Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника легко образуются боковые искривления (сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы позвоночника при механическом воздействии, а также дегенеративно-дистрофические заболевания (остеохондроз).

Сутулая спина (тотальный кифоз) – увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные.

Круглая спина – более локализованное усиление грудной кривизны позвоночника в верхнем отделе, слаженность шейного лордоза при достаточно выраженном изгибе позвоночника. Вид людей, страдающих подобным нарушением осанки весьма характерен – выступает вперед голова, наклонена шея, значительно выпячен позвоночник на уровне лопаток.

Кругловогнутая спина – увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Плосковогнутая спина – грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, при этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, перерастянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедра.

Для нарушений осанки во фронтальной плоскости характерно смещение позвоночной оси вправо или влево.

К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка, при которой нарушена симметрия между правой и левой половинами туловища, позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, треугольник талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной руки) из-за этого становятся неодинаковыми: плечо и лопатка с одной стороны опущены.

Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов.

Различные нарушения осанки хотя и являются функциональными расстройствами опорно-двигательного аппарата и не считаются в полном смысле этого понятия заболеваниями, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системы и ряда внутренних органов, делают организм более подверженным целому ряду заболеваний и, в первую очередь, заболеваниям позвоночного столба.

Осмотр в наклоне вперед.

Обследуемый должен наклониться вперед, не сгибая ног в коленных суставах, со свободно опущенными руками и согнутыми положением головы ровно до горизонтального уровня спины.

Для оценки наличия и выраженности мышечного валика и реберного выбухания необходимо осмотреть спину не только со стороны головы, но и со стороны ягодиц.

1 Длина тела стоя и сидя определяется на ростомере.

2 Окружность грудной клетки измеряется на вдохе, выдохе, отмечается амплитуда дыхательного размаха.

3 Позвоночник – для измерения отклонения во фронтальной плоскости используется отвес остистого отростка 7-го шейного позвонка.

Для измерения выраженности кифозов, лордозов и треугольников талии используется линейка и угольник, а также гониометр Гамбурцева, а для измерения уровня стояния плечевого и тазового пояса используется сантиметровая лента.

Более объективное и точное измерение осанки проводится с помощью осанкомера «Миг-1». Результаты обрабатываются на компьютере.

Для вычисления показателя состояния осанки измеряется расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины. Формула такова:.

В норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100–110 %. Если он менее 90 или более 125 %, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

Оценка подвижности позвоночника. Подвижность позвоночника оценивается из исходного положения стоя с помощью сантиметровой ленты от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала межягодичной складки.

То же измерение проводится при максимальном наклоне назад с выпрямленными в коленных суставах ногами. Разница между измерениями говорит о подвижности позвоночника назад.

У детей от 7 до 11 лет подвижность должна быть не менее 6 см, а от 12 лет и старше – не менее 4 см.

Для оценки подвижности позвоночника вперед из исходного положения стоя необходимо наклониться вперед, не сгибая ног в коленных суставах. В норме обследуемый должен коснуться кончиками пальцев пола. При ограничении подвижности вперед изменяется расстояние от 3-го пальца до пола.

Боковая подвижность позвоночника оценивается при наклоне в сторону ровно во фронтальной плоскости не сгибая колен. Также измеряется расстояние от 3-го пальца до пола. Боковая подвижность равна в норме от 15 до 20 см. Сравнивается симметричность измерений с двух сторон.

Методы оценки осанки

Для выявления нарушений осанки проводится осмотр, антропометрические и функциональные измерения. Медицинский осмотр проводится врачом.

Осмотр целесообразно проводить в утренние часы в хорошо освещенном помещении.

В положении стоя обследуемый должен поставить ноги на ширине ступни и параллельно, чтобы вес тела распределялся равномерно.

При осмотре спереди изучают:

Лицо – выявляют асимметрию, наклоны, повороты вправо, влево.

Грудную клетку – определяют форму грудной клетки и деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхождения.

Определяют тип дыхания – грудное, диафрагмальное или полное.

Живот – отмечают – подтянут ли он, равномерно выпячен или выступает в нижней части; в положении лежа оценивают, нет ли расхождения прямых мышц живота.

При осмотре сбоку изучают: отмечают расположение всех частей тела сверху вниз, положение головы, плечевого пояса, конфигурацию грудной клетки, живота, угол наклона таза, ось нижних конечностей, выраженность физиологических изгибов позвоночника (сглажены, лордизированы или кифозированы).

При осмотре сзади изучают:

1 Голову – определяют латерофлексию и поворот по расположению мочек ушей.

2 Плечевой пояс – оценивают уровень надплечий, углов лопаток, крыловидность лопаток, отклонение их от центральной позвоночной оси.

3 Треугольник талии – отмечают симметричность и глубину.

4 Позвоночник – отмечают уровень, длину и вершину дуги искривления.

5 Таз – положение таза определяют по передним верхним остям гребней подвздошных костей спереди, а по межягодичной складке и задним верхним остям подвздошных костей – сзади.

6 Нижние конечности – отмечают форму ног (прямые, О или Хобразные, а также рекурвацию в коленных суставах, вальгусное или варусное положение пяток и наличие плоскостопия).

Методы коррекции осанки

Основным средством профилактики нарушения осанки и гармоничного телосложения является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также специальные физические упражнения.

Основные правила статико-динамического режима:

1 Постель должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Спать надо на спине или на боку, но не свернувшись.

2 Приходя домой после учебы необходимо лечь, отдохнуть час-полтора, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.

3 Необходимо правильно организовать рабочее место:

а) освещение должно быть рассеянным и достаточным;

б) высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего человека до поверхности стола была около 30 см;

в) высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 градусов;

г) иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительные занятиях в статическом напряжении.

4 Необходимо соблюдать правильную рабочую позу во время письма или чтения. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение.

Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно: стопы в опоре на полу, колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом), равномерная опора на обе половины таза, туловище периодически опирается на спинку стула, между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь), предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см, при письме тетрадь расположена под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет школьник или студент, должен соответствовать середине груди.

5 Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке.

6 Следует бороться с порочными позами – так называемым косым положением плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола, или косым положением таза, когда пишущий или читающий сидит, подложив ногу под ягодицу, привычкой стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Физическое воспитание лиц с дефектами осанки должно решать общие и специальные задачи:

1 Способствовать активизации деятельности всех органов и систем организма, укреплению дыхательной мускулатуры, формированию полноценного дыхания.

2 Создать физиологические предпосылки правильной осанки. Выработать достаточную силовую и общую выносливость мышц, особенно мышц спины и живота.

Способствовать формированию и совершенствованию двигательных навыков.

Особое внимание уделяется ведущей задаче – исправлению имеющегося дефекта осанки, воспитанию навыка правильной осанки.

При всех видах нарушения осанки занятия по физической культуре в школе и вузе не противопоказаны, за исключением отдельных упражнений.

Из спортивных занятий рекомендуются плавание и лыжи, не рекомендуются гребля, велосипедный спорт, теннис и другие виды, связанные со значительной асимметричной нагрузкой или неправильной позой.

Специальные задачи зависят от характера нарушений осанки.

При наличии плоской спины определяется слабое развитие всей мускулатуры, подвижность позвоночника нормальная или увеличенная. Основной целью занятий является гармоничное укрепление всей мускулатуры.

Упражнения производятся из исходного положения лежа. Исходное положение вис, а также коленно-кистевое положение противопоказаны как увеличивающие подвижность позвоночника.

Равномерное укрепление мышц спины и живота будет способствовать уменьшению кривизны позвоночника.

Специальную работу по увеличению угла наклона таза не следует проводить, так как это связано с риском получить плосковогнутую спину.

При сутулой спине (поясничный лордоз) занятия направлены на увеличение подвижности позвоночника, укрепление мышц спины, увеличение угла наклона таза путем укрепления длинного разгибателя спины; применяются исходные положения: лежа, из виса и коленно-кистевое.

При кругло-вогнутой спине основное внимание обращают на уменьшение кривизны позвоночника (грудного кифоза и поясничного лордоза).

Занятия направлены на увеличение подвижности позвоночника (особенно грудного отдела), укрепление мышц живота и ягодичных мышц, способствующих уменьшению угла наклона таза.

Применяются исходные положения: лежа, из виса и коленно-кистевое.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости нередко сочетается с наличием плоской спины и в ряде случаев – с асимметричным ослаблением мышц спины. Занятия должны быть направлены на укрепление мышц.

Оценка эффективности коррекции осанки

При использовании гимнастических упражнений для коррекции осанки сдвиги будут, в первую очередь, в отношении функции, а не формы.

Функциональное обследование включает в себя определение подвижности позвоночника вперед, назад и в стороны, а также определение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.

Оценка силовой выносливости мышц спины производится из исходного положения лежа на животе на кушетке, при этом верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находится на весу, руки на поясе. Время удержания туловища определяется по секундомеру и равно 1,5–2 мин.

Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса производится в исходном положении лежа на спине двумя способами:

1 лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе – определяется количество переходов из положения лежа в положение сидя в темпе 16–20 раз в минуту, норматив 25–30 раз;

2 исходное положение лежа на спине, руки на поясе, прямые ноги под углом 45 градусов удерживаются на весу, норматив 1,5–2 мин.

Источник: http://vashortoped.com/nogi/golenostop-i-stopa/chto-takoe-osanka-opredelenie-tipy-osanki-metody-ispravleniya.html

  • Скачать презентацию (0.27 Мб)
  • 34 загрузки
  • 4.3 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Осанка » по физкультуре. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Осанка Автор: Лебедева Нина Алексеевна – учитель физической культуры МКОУ Староалейская СОШ №2 урок физической культуры, 2 класс,

Это привычное(правильное или неправильное) положение тела человека в покое и движении. Она является непостоянной, но трудно поддается изменению.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

При правильной осанке позвоночник и столбы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; улучшается самочувствие и настроение.

КАК ПРОВЕРИТЬ ОСАНКУ

Подойдите к стене встаньте к ней вплотную спиной в привычной для вас позе. Если в этом положении вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка.

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Если же вы касаетесь не всеми названными точками, то осанка неправильная. При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; нарушается работа внутренних органов; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с. СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице

Упражнения для формирования правильной осанки

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.

Основные правила

Делайте зарядку,занимайтесь спортом,укрепляйте мышцы шеи,спины,живота. Учебники носите в ранце или рюкзачке на спине,а не в портфеле.

Сидите за столом прямо,опираясь о спинку стула,слегка наклонив голову вперёд. Ходите и стойте не опуская плеч,втянув живот и слегка приподняв голову.

Упражнения для формирования правильной осанки

С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п. Домашнее задание

Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.

Литература

Я сам. Введение в физическую культуру. Учеб. для 2-4 кл. нач. шк. / под ред. В.Н. Шаулина. – Самара: «Федоров», 1999. Ура, физкультура!: Учеб. для учащихся 2-4 кл. / Е.Н. Литвинов. – М.: Просвещение, 1996.

Источник: http://pptcloud.ru/fizkultura/osanka-2-klass

Ссылка на основную публикацию